Технологическая карта организации образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы (дети 6-7 лет) по познавательному развитию на тему: «Ириска нужна помощь»
19 марта 2017
Цель: создать условия для развития творческой исследовательской активности дошкольников в процессе
детского экспериментирования на примере бумаги и ткани.
Задачи:
1.Формировать умение устанавливать причинно – следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой и тканью (сгибается, намокает, мнется), аргументировать и делать выводы.
2.Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, наблюдательность.
3.Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение сотрудничать.
Ход занятия:
Звучит музыка. На экране арена цирка.
(Воспитатель в костюме клоуна, в руках чемодан, входит под веселую музыку.)
Клоун: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!
Дети: Здравствуйте.
Клоун: Здравствуйте, взрослые! Дети, а вы поздоровались с гостями?.. А я не слышала. Вместе скажем: здравст-ву-йте!
Клоун: Я Ириска.
Проблемная ситуация
Спешила к вам, чтобы сообщить о радостном событии: в ваш город приезжает цирк! Но…как я успела заметить, ваш город очень большой. И я вряд ли смогу обойти всех и рассказать о приезде цирка. Не могли бы вы мне посоветовать, как лучше оповестить всех. (Предложения детей.) А как вы узнаете о приезде цирка?
Дети: Необходимо сделать афишу!
Клоун: А вы мне поможете?
Дети: Поможем!
Клоун: Из чего можно сделать афишу? (Предположения детей). Из бумаги.
А из ткани можно?
Ириска: Чтобы выяснить, из чего можно сделать афишу, я предлагаю провести ряд экспериментов и узнать, какими свойствами обладает бумага и ткань. Попробуем смять бумагу и ткань. А теперь расправьте бумагу и ткань. Что вы заметили? Одинаково ли разгладились ткань и бумага? (Ткань расправилась, разгладилась, а бумага осталась мятая, до конца не расправилась, трудно её расправить, она не разглаживается).
Ириска: Ребята, попробуем определить, что прочнее, ткань или бумага. Разорвём бумагу. Когда рвётся бумага, она издает звук, как - будто немножко «фыркает». Вы много приложили усилий, чтобы порвать бумагу? А теперь попробуйте разорвать ткань. Что легче рвётся? Бумага рвётся легко, а ткань - с трудом. Теперь попробуем разрезать бумагу и ткань. Что вы можете сказать?
Ириска: Сейчас мы рассмотрим, что же происходит с бумагой и тканью, когда они намокают. Что произошло? (При воздействии воды бумага размокает и расщепляется; ткань намокает, но не расщепляется.)
Ириска: Сейчас мы познакомимся ещё с одним свойством бумаги и ткани. Вы умеете делать веер? Сложите веер из бумаги и ткани. Получилось у вас? (ДА, НЕТ). Почему?
Динамическая пауза
Ириска: Ребята, посмотрите, у меня в чемодане есть куклы. (Раздает тряпичные куклы каждому ребёнку.) Из чего они сделаны? (Из ткани.) А что такое ткань? (Полотно из нитей, сделанное на ткацком станке.) Ткань состоит из ниток, которые переплетаются друг с другом.
Давайте рассмотрим одежду кукол под лупой. Через неё можно
увидеть то, что без увеличения не видно.
- Вы видите, сколько много нитей переплетено в маленьком кусочке ткани?
Мы попробуем скрутить нить. Для этого
нужно смочить кусочек ваты и попытаться скрутить её пальцами и при этом немного растягивать.
Получилась у вас нить?
Ириска: Не очень ровная, но настоящая хлопчатобумажная нить. Ведь вата – это хлопок,
только очищенный. Волоконца у хлопка ворсистые, и когда ты их сжал пальцами, да еще
и скрутил, они сцепились своими ворсинками – вот и получилась нить. В старину нить
тоже скручивали пальцами. И наматывали на веретено. (Показ на экране слайда веретена.) А сейчас нити прядут огромные
прядильные машины. (На экране заставка прядильной машины.)
Ириска: Ещё одно свойство есть у ткани и бумаги. Они могут гореть. Ребята, вы же знаете, что с огнём играть нельзя. Это очень опасно!!!
Ириска: Дети, а как вы думаете, знания о свойствах бумаги и ткани могут пригодиться нам в изготовлении афиши? (Ответы детей.) А в моём волшебном чемоданчике есть всё, что необходимо для работы. (Достаёт заготовку афиши). Я пробовала сделать афишу сама, но мне не хватило времени её закончить. Поможете мне? (Ответы детей.) Прежде чем приступить к работе, разомнём пальчики. (Пальчиковая гимнастика.)
Игра “Наши пальцы”
Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)
Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)
Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)
Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак).
Ириска: Предлагаю вам разделиться на группы. (По очереди разбиваю на группы по 3 человека и предлагаю задания.) Каждая группа будет украшать недостающие элементы афиши. А я вам буду помогать: расскажу и покажу, что нужно делать. (Показываю, как скручивать салфетку, складывать бумагу для жабо, делать из салфетки помпон. Я вырезаю из ткани часть штанины и предлагаю детям её приклеить.) Под музыку дети работают.
Ириска: Ребята, вы такие молодцы, что помогли мне. Какая замечательная афиша получилась. Теперь все узнают о приезде цирка. (Прикрепляю афишу к магнитной доске.) Мне было приятно работать вместе. А вам? Мои волшебные цветы помогут вам определиться с ответом: кому понравилось – возьмите красный цветок, кому нет - синий. (На экране слайд с цветами.)
Цветы сейчас спят, но если вы опустите их в воду, то цветы проснутся.
Ириска: Уважаемые взрослые! В моём чемоданчике и для вас цветы. Выберите себе цветок по создавшемуся настроению. И опустите в воду.